Правда, ЕЭК пытается сделать так, чтобы подобного не произошло, заверил Гошин.
Причиной возможного "затора" может стать прекращение сотрудничества между Федеральной таможенной службой России и Ассоциацией международных автоперевозчиков (АСМАП). Ассоциация гарантирует облегченный транзит и ввоз товаров и продуктов по спецкнижкам международных дорожных перевозок (МДП). Но ФТС еще в начале сентября сообщила, что с 1 декабря прекратит сотрудничество с АСМАП. Это произошло из-за долгов ассоциации перед таможней, которые достигли
20 миллиардов рублей. И действие книжек МДП уже отменено в Сибирском и Дальневосточном федеральных округах.
ЕЭК вместе с таможней и бизнесом хочет вести упрощенные процедуры ввоза товаров без книжек МДП. И опубликовать такие "подсказки" для бизнеса. Гошин напомнил, что до декабря, когда ассоциация может утратить свой статус, а другая взамен ее не появится, остается мало времени. Значит, в России де факто будет отменена упрощенная процедура въезда автомобильных фур. "Мелким и средним грузоперевозчикам ничто не мешает резко увеличить цены на свои услуги, что отразится на конечной цене самих товаров", - предупреждает Гошин.
При обострении ситуации он также прогнозирует очереди на границе. И говорит о том, что надо дать перевозчикам максимум информации, какими альтернативными возможностями они вправе воспользоваться в России, если их книжки МДП - окажутся недействительными.
На сайте Федеральной таможенной службы таких подсказок о новом порядке финансовых гарантий, фирмах-поручителях при международных автомобильных перевозках, к сожалению, нет", - говорит Гошин. По его словам, на 16 октября 2013 года в ЕЭК назначено совещание, на которое приглашены таможенные представители, представители транспортных организаций и бизнеса. "Постараемся придумать эффективные рецепты", - добавил он.
При этом министр наднационального органа с оптимизмом оценил итоги второго Консультативного совета по взаимодействию ЕЭК (во главе с председателем Коллегии ЕЭК Виктором Христенко) и Белорусско-Казахстанско-Российского бизнес-сообщества. По его словам,
в ближайшее время будет создана Рабочая группа ЕЭК по доработке единого Таможенного кодекса. На новом этапе в ее работу будет активно интегрирован бизнес трех стран с консолидированной позицией. По словам представителя казахстанского бизнес-объединения Рахима Ошакбаева, из-за противоречий и несовершенства нынешнего Таможенного кодекса рейтинг Казахстана
в сфере таможни, по оценке Всемирного банка, за год снизился на 7 позиций.
Что касается 270 таможенных уточнений, которые больше года готовила рабочая группа под началом главы ФТС России Андрея Бельянинова, то они хотя и войдут в Таможенный кодекс но принципиально ситуацию не поменяют. "Улучшают Таможенный кодекс, а вместе с ним условия предпринимательства всего на 10 процентов", - заметил Владимир Гошин. По его словам, трансформации потребуют многие законодательные нормы. Например, поддерживающие принципы Единого таможенного окна в государствах Таможенного союза,
а также единые электронные разрешения на доставку товаров по всей его территории. Это позволяет всего один раз представлять документы на едином пропускном информационно-электронном канале, поясняет Гошин.
По словам министра, до мая 2014 года текст кодекса будет на 90 процентов согласован тремя странами и представлен главам государств. "Полноценная правовая база создаст основу для единого регулирования, станет важным шагом к отмене налогового резидентства", - сказал министр.Чтобы компании получили, наконец, право
не везти грузы через всю территорию Таможенного союза к месту собственной регистрации для таможенной очистки, а заплатить пошлины в любой стране ТС. Транспортные издержки вырастают вдвое-втрое. Впрочем, до такого "таможенного рая" пока далеко, так как отмена резидентства затрагивает вопросы национальных бюджетов, признал Гошин. Но обозначил срок.
За год-полтора бизнес приблизится к результату.